Не секрет, что в последнее время необычайно возрос интерес к проблемам формирования культуры поведения. Неумение грамотно использовать правила речевого этикета на работе, в кругу друзей, дома создает человеку определенную репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает в жизни.
Поэтому уже с детства следует формировать у детей этические нормы поведения, так как поведенческая культура всегда является частью общественной культуры и включает в себя обычаи, традиции, нравы, порядки, этикет, а также связанные с поведением этические и эстетические взгляды.
Сколько уже минуло веков, а люди так же ценят и вежливость, и такт, и умение быть приятным собеседником, и уважение чужих обычаев.
Этическое воспитание предполагает близость к реальным жизненным ситуациям, поэтому формирование у старших дошкольников умения общаться в национальных русских традициях является частью общей культуры народа.
Общественное мнение – это инструмент оценивания, одобрения и осуждения тех или иных действий человека. К общественно одобряемым поступкам людей подталкивают их внутренние чувства: совесть, чувство справедливости, честь, достоинство и т.д. Процесс формирования этих качеств очень длительный, требует значительных усилий со стороны взрослых (родителей и педагогов).
В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. В детском саду — это воспитатель и социальный педагог, дома – родители. Ребенок, общаясь со взрослыми, перенимает их опыт поведения, словарный запас.
Поэтому в сентябре 2017 года в нашем дошкольном образовательном учреждении и открылась «Школа Дружбы». Социальным педагогом было подготовлено тематическое планирование для развития у детей старшего дошкольного возраста культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками. За основу была взята программа «Социально-личностное развитие дошкольников» Л.А.Загуменной. Перспективное планирование представлено следующими разделами: «Вежливость», «Доброта», «Дружба», «Помощь», «Отношение к природе», «Хорошие качества человека», «Любовь», «Трудолюбие» и «Чувства».
Тематическое планирование реализуется посредством рассказов, игр, бесед, коллективных и индивидуальных творческих заданий, направленных на глубокое проживание детьми той или иной темы. На занятиях использованные пословицы, поговорки, игры, проблемные ситуации направлены на развитие творческого потенциала ребенка. Беседы проходят в доверительной и дружелюбной обстановке. Тематика занятий разбита по месяцам. Заканчивается изучение определенной темы выставкой детских работ, подбором пословиц и поговорок или пополнением информации в родительском уголке.
Так называемые уроки посещают воспитанники подготовительных к школе групп. Детям очень нравится быть на таких уроках, проводимых социальным педагогом Пешковой Галиной Викторовной, так как на них можно разыгрывать инсценировки, связанные с применением правил этикета, выполнить творческие задания, разучить новые игры, а также услышать интересные и поучительные сказки, рассказы и стихотворения. Ребята с удовольствием после прослушивания литературного материала отвечают на вопросы, дают свои советы и рекомендации, которые дошкольники вместе с педагогом записывают в книгу «Советы добрых волшебников».
Большое внимание на уроках Дружбы Галина Викторовна уделяет нравственному, этическому развитию детей старшего дошкольного возраста, усвоению ими правил и норм поведения, установленных обществом, которые способствуют самореализации дошкольников.